Онлайн займ на карту
ЕЩЁ НОВОСТИ

Интеграции экономик России и Украины - конец любви и вышки набок

15.10.2010, 18:14
В Украине порой стали раздаваться голоса, что ей следовало бы проводить более самостоятельную экономическую политику (от России) и стремиться, как можно скорее, сблизиться с ЕС. Однако в Страсбурге уже давно строят "новую Европу" и места для Украины в ней до сих пор не нашлось. Более того, "евростроители" так расстарались, что пошили большое "лоскутное одеяло" и, похоже, уже сами этому не рады.

Действительно, сначала Евросоюз надергал "с миру по нитке", а затем этот нецивилизованный - немытый и нечесаный - пучок ниток превратился в клубок проблем. Много ли получит Украина, если она станет еще одним членом этого многочлена - множества убогих "нулей" и "отрицательных чисел" ?.. Тем не менее, некоторые украинские политики продолжают надеяться, что "Запад нам поможет". Они до сих пор ждут, что Евросоюз выделит Украине до 7 млрд. долл. на модернизацию ее газотранспортной системы. Но даже за два года этого не произошло. А учитывая изношенность ГТС Украины и нежелание руководства страны идти на компромиссы, вряд ли их получат.

Для ЕС, возможно, более предпочтительна ситуация со вводом в строй российских трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток". Для этого им не потребуется тратить свои деньги (в Евросоюзе сейчас хватает и своих проблем), а получат они новые и надежные каналы получения углеводородов из России и прикаспийских стран. И никаких накладок с "перекрытием крана" и несанкционированным отбором газа у ЕС больше не будет. Следует отметить, что многочисленные производственные связи с Россией, которые были разорваны Украиной, она так и не смогла завязать на Западе. И осталась у протекающего корыта. Еще немного и это корыто (экономика страны) может превратиться в разбитое корыто. Надо смотреть правде в глаза.

Украине никуда от этого не деться - придется восстанавливать технологические цепочки, связывать разорванную производственную кооперацию с Россией. Как говорится, "куда иголка, туда и нитка". Одна из форм интеграции наших экономик - постепенная передача в управление украинской газотранспортной системы России (на первом этапе - допуск к управлению магистральными газопроводами) с последующим обменом активами. Вопрос это сложный, с кондачка его не решить. К тому же в Украине есть противники передачи ГТС России и даже, своего рода, "антироссийское лобби".

Входят в него те представители украинских деловых кругов и чиновничества, которые боятся, что их "отодвинут" от кормушки, что они потеряют свои доходные места. Интересно, что в России есть не только сторонники передачи ГТС, но и противники получения этой системы уже самой Россией. Их странная, на первый взгляд, позиция имеет простое объяснение. Дело в том, что многие нитки трубопроводов были проложены более 20-25 лет назад. Фактически они уже выработали свой ресурс. Сложная ситуация и с другим оборудованием. Так зачем России брать заведомый "утиль" ? К чему расплачиваться за старье новыми месторождениями ? Видимо, это большая тайна. Ну а все же, зачем Россия хочет получить "ржавую трубу" ?

Наверное, для того же, для чего Украина хочет оставить ее себе. Причина проста : украинская ГТС - инструмент большой политики. Для Украины это возможность влиять на Россию, угрожая "закрыть кран" значительных валютных поступлений. А для России это возможность съэкономить на строительстве "Южного потока", сделав его пропускную способность меньше, чем предполагалось. Ну и, само собой, трубы, уложенные в землю, подвергаются меньшей опасности чем те, которые будут проложены по дну Черного моря. Но и это еще не все. Получив в свои руки ГТС Украины Россия получит мощнейший рычаг влияния на ... Белоруссию. Дело в том, что имея в своем распоряжении украинскую ГТС можно направить газовые потоки в обход Белоруссии - через Украину. Ее ГТС получит за такой транзит дополнительную прибыль на ремонт труб и оборудования, а бывшая братская республика, оставшись без российского газа, будет поставлена на колени, взята на измор. Что произойдет тогда в Белоруссии - крах экономики, народные бунты, а может быть и смена руководства страны - никто не знает...

Вероятно, поэтому и затеяли историю с перетягиванием "транзитного одеяла". Но, если не сумеют договориться, то с окончанием строительства "Северного" и "Южного" потоков Россия может потерять интерес к ГТС Украины и та может оказаться одна со своими проблемами. Не говоря уже о том, что Украина, как страна транзитер, потеряет важный источник пополнения госбюджета. К сожалению, в Украине мало кто обратил внимание на один чрезвычайно важный фактор. Дело в том, что передавая свою ГТС России Украина, тем самым, делегирует ей и обязанность заботиться о ГТС, как о родной, а по большому счету, лелеять и развивать сотрудничество и интеграцию наших экономик.

 Так, для ремонта всей украинской ГТС России придется поставить в течение нескольких лет до 70 млн. тонн новых труб. Это колоссальный объем работы. Безусловно, что значительная часть заказов на эти трубы будет размещена на украинских металлургических и трубных заводах. Причем средства на их производство поступят из России. Это будет прибыльно для украинского бизнеса и привлекательно для украинского бюджета. А ведь России потребуется заменить и почти все оборудование ГТС, и многое другое. Так что решив произвести обмен своей ГТС на российские активы Украина, по сути, сбросит гору с плеч. Следует отметить, что если власти согласятся обменять акции НАК "Нафтогаз Украины" на акции "Газпрома", то смогут получить их в количестве, примерно, 7-8 процентов. Но cкорее всего, Украина станет добиваться не права раз в год голосовать на общем собрании акционеров "Газпрома", а чего-то более существенного, более реального. Недаром говорят, что "хохол не поверит, пока не пощупает". Что это может быть ?

Прежде всего - месторождения, активы, контрольные пакеты акций российских газодобывающих компаний. Но согласятся ли российские чиновники и бизнесэлита подпустить к своему нефтяному и газовому "пирогу" кого-то еще ? Вряд ли. Поэтому Украина, выражая свое стремление к дальнейшей интеграции наших экономик, может твердо стоять на своем: "ГТС в обмен на промыслы". Подчеркиваю - на действующие промыслы, а не на право приступить к освоению совершенно новых, необустроенных и расположенных за тридевять земель месторождений. Зная российских чиновников можно заранее сказать, что те постараются подсунуть украинской стороне какую-нибудь "некондицию". Например, газовые месторождения на Крайнем Севере, где кроме вечной мерзлоты ничего нет - ни трубопроводов, ни соответствующей инфраструктуры.

Учитывая, что на обустройство промысла на Ямале украинской стороне потребуется выложить 2 - 2,5 млрд. долларов, это заведомо "тухлый" вариант. К сожалению, Украине предложили сразу два "тухлых" варианта. Про первый мы уже сказали. Другое предложение российской стороны - отрезать от своего "нефтегазового пирога" его самую тухлую (в прямом смысле этого слова) часть - Астраханское газокондансатное месторождение, от участия в освоении которого отказались уже 9 (девять) крупнейших нефтегазовых компаний мира. Возможно, что российская сторона надеется, что Украина, вынужденная взять за свою ГТС "что дают", будет вынуждена приступить к наращиванию добычи газа на очень тяжелом и сложном АГКМ (глубина залегания углеводородов - более 4 км, давление в пласте - 620 атмосфер, температура газовой смеси - 120 градусов). К тому же, характерной особенностью этого месторождения является чрезвычайно высокое содержание сероводорода в газе - до 26 процентов.

В таких условиях могут захотеть работать лишь единицы иностранных компаний, располагающие мощной научной, технологической и производственной базой. Но и это еще не все. Побочным продуктом производства газоперерабатывающего завода, сдерживающим добычу газа, является сера. Однако производство серы в масштабах мировой экономики уже достигло насыщения. Поэтому на АГКМ наметилась тенденция к накоплению ее излишков, что может привести к ее хранению в отвалах под открытым небом. Так что экологические проблемы преследуют АГКМ с самого начала. Вот и делайте вывод, стоит ли Украине идти на поводу у России ? Думается, ей нет нужды действовать по принципу "махнем не глядя". Судите сами: украинская ГТС включает в себя 39,8 тыс. км газопроводов, включая 14 тыс. км труб большого диаметра (1020 - 1420 мм), 74 компрессионные станции, 13 крупнейших подземных хранилищ газа, а также значительное нефтепроводное хозяйство.

Вероятно, спор между российским правительством и руководством дружеской Украины по поводу ее ГТС не разрешить без вмешательства президента Дмитрия Медведева. Скорее всего, обмен активами тогда будет произведен более быстро и плодотворно. Так что же может получить Украина в обмен за свою ГТС ? Скорее всего, что-то поближе к своим границам. Это вполне резонно. Тут и транспортные расходы будут значительно меньше, и утепляться не понадобится, а это тоже экономия. Поскольку российская сторона, вероятно, будет продолжать предлагать Украине начать (продолжить) разработку Астраханского газоконденсатного месторождения или какого-нибудь другого необустроенного и удаленного месторождения, ей следует вернуться к рассмотрению варианта с АГКМ. В случае с Украиной само месторождение не является самодостаточным вариантом. Это все равно, что получить большой топливозаправщик, но без мотора и колес.

Если уж вести речь об АГКМ, то ей надо ставить вопрос и о передаче всей инфраструктуры, и газоперерабатывающего завода и многого другого. Более того, мощности одного ГПЗ будет явно не хватать для удовлетворения потребностей Украины в природном газе. Значит Украина может поставить вопрос о предоставлении ей не одного, а двух месторождений на Каспии. Возможно, для этого кому-то придется и "потесниться". Впрочем, на Каспии открыто более двадцати месторождений углеводородов. К некоторым из них "Газпром" еще только "присматривается". Почему бы не выделить Украине еще одно месторождение, например, Правобережное ?

Во всяком случае, сделать все можно в форме предоставления Украине контрольного пакета акций в одной или двух российских газодобывающих компаний. При необходимости Россия может заранее произвести необходимую перегруппировку активов. Или дополнительно "компенсировать" путем предоставления Украине пакетов акций в "Северном" и "Южном" потоках. В конце концов, хотим мы и дальше дружить и интегрировать наши экономики ? Дело того стоит.

Сергей Палий

Accelerated with Web Optimizer